Собственные торговые марки супермаркетов набирают обороты ...

Собственные торговые марки супермаркетов набирают обороты ...

Популярность собственных торговых марок розничных сетей всего за несколько лет совершила грандиозный рывок - с практически неизвестного понятия до статуса нормы и одного из самых привлекательных инвестпроектов в ритейле. Этот сегмент оказался одним из немногих, которому кризис пошел на пользу.

Поскольку отечественный ритейл молод, его составляющая - СТМ (собственные торговые марки (Private label) сетей супермаркетов, которые изготавливают на заказ) - имеет всего многолетнюю историю. За последние два года спрос на недорогую продукцию из-за снижения доходов населения значительно вырос.

При этом в Украине пока мало у кого из ритейлеров доля продаж СТМ переходит отметку в 10%, но за рубежом на подобные товары может приходиться более половины продаж сети. Как рассказывает Франс Муллер, исполнительный директор METRO Cash & Carry и член совета директоров METRO Group (компания присутствует в более чем 30 странах и за последние 20 лет вывела на рынок около полусотни собственных торговых марок), развитие СТМ - выгодный проект, позволяющий получить продукт на 20% дешевле брендовый аналог благодаря экономии на рекламе, продвижении и т.д.

Отечественные компании также констатируют, что экономический спад способствовал популярности СТМ. «Поскольку с началом кризиса покупатели начали более бережно относиться к своим расходам, то соответственно продукты под собственными торговыми марками стали еще более востребованы. Развитие данного сегмента в сегодняшнее время является такой же важной частью стратегии ритейл-направления бизнеса, как и до кризиса », - говорит Галина Малярова, руководитель департамента СТМ группы компаний Fozzy Group.

По ее словам, доля товаров ТМ «Премия» и ТМ «Повна Чаша» в продаже сети занимают от 20% до 60% в зависимости от категории. В среднем товары под собственными торговыми марками дешевле бренд-лидер категории на 5-15% (но это верно для товаров сопоставимой качества). «Экономическая выгода от запуска СТМ - это получение дохода приблизительно на 5% выше, чем от продажи аналогичных брендов», - говорит Галина Малярова.

Учитывая популярность обсуждаемых проектов, спрос на услуги производителей, способных обеспечить высокое качество при невысокой маржи, увеличился, что позволяет компаниям избирательно подходить к такому партнерству. «Мы рассматриваем целый комплекс факторов, среди которых, конечно, и объем партии производства. Однако, прежде всего очень важным для нас является потенциал нашего клиента, - говорит Александр Таранишин, заместитель гендиректора ЗАО «Чумак» .- Под потенциалом мы понимаем его возможности для развития, платежеспособность, заинтересованность в собственных торговых марках, позиционирование этих торговых марок (мы не можем выпускать продукт низкого качества, пусть даже он выпускается не под нашим брендом) ».

Поскольку отбор производителей проводят часто путем аукциона на уменьшение цены, то люфта для получения высокой рентабельности не остается. Поэтому основная выгода, которую получают производители, - загрузка производственных мощностей, прогнозируемый спрос и нивелирование проблем со сбытом товара.

Наиболее сложным моментом для производителей может стать конфликт интересов, поскольку иногда собственные бренды и бренды торговых сетей выступают прямыми конкурентами. Учитывая, что под private label в основном выпускают продукты массового потребления в среднем и низком ценовом сегменте, то избежать прямой конкуренции часто удастся только благодаря вынесения собственных товаров в более дорогой сегмент, нежелательно в текущем периоде.

Учитывая, что всплеск популярности СТМ обусловлен, в частности, кризисом, эксперты не исключают ее краткосрочности с последующим сокращением продаж. Однако обратной тренда после завершения кризисных явлений в экономике и роста благосостояния населения не ждут самые сети.

К 2012 г.. Metro Cash & Carry намерена на международном уровне увеличить долю продаж СТМ в общем объеме продаж с 10% до 20%. Fozzy Group ожидает, что к концу 2009 г.. Доля товаров под СТМ в сетях группы составит 10%. «Квиза-Трейд» ( «Велика Кишеня») (развивает СТМ с 2007 г..) На начало 2010 г.. Планирует увеличить количество артикулов СТМ до 800 (сейчас более 350 наименований) во всех товарных категориях.

Екатерина Гребеник

"Экономические известия"

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter